Человек и лифт: отношение и поведение

Все мы без исключения пользуемся лифтами. Ежедневно миллионы людей эксплуатируют это чудо техники. Но вот, не все умеют правильно вести себя в лифтах. Многие из нас замыкаются в себе во время такой поездки. Большинство людей относится к поездкам в лифте, просто игнорируя их.Ученые решили провести интересное исследование и изучить поведение человека в лифте, чем же именно оно вызвано? А доктор Ли Грей из Каролинского университета в Шарлоте решил изучить связь – «человек - лифт».

 

Каждый из нас наверно замечал, что при входе в лифтовую кабинку мы словно интуитивно находим правильное положение. Люди, которые по очереди заходят в лифт, похожи на игральные кости, выложенные на доске -  так же быстро и четко они занимают необходимое положение. Но немногие отдают себе отчет в том, что главной причиной выбора правильного положения в лифте является сохранение максимальной дистанции для избегания нежелательной интимности. Этот вид поведения так же можно наблюдать в метро и других местах.

 

Можно  точно сказать одно, что лифт является весьма интересным пространством, которое имеет свой собственный этикет. С социальной точки зрения он является интересным и в свою очередь неудобным и неловким местом для большей части пассажиров.

 

Заметьте, если вы начали разговор в коридоре, а потом заходите в лифт, то вы вдруг замолкаете. Все словно останавливается и замирает в лифтах. Помимо этого еще одной особенностью поведения человека в лифте является обязательное размещение всех пассажиров лицом к выходу.

 

Особенно интересно сравнивать поведение человека, когда он находится один в лифте и когда его окружает социум. Доктор Ли Грей после проведенных тестов пришел к выводу что когда человек находится один в кабине, то он чувствует себя достаточно уверено и расслаблено, но стоит зайти в лифт еще одному человеку и наше поведение меняется. Мы занимаем противоположные углы. Именно при таком расположении мы соблюдаем наибольшую дистанцию. В случае размещения в лифте трех человек, люди занимают положение - треугольник, а вот стоит зайти четвертому и все быстро трансформируется в квадрат. Пятому человеку, по всей видимости, придется занять позицию в центре, а вот с последующими пассажирами уже по сложней, здесь необходимо принимать быстрое решение и занять необходимую позицию. Поведение большинства людей во время движения в лифте достаточно однообразно – просто опустить глаза в мобильный телефон и не обращать внимания на окружение.       

 

Почему люди смущаются в лифтах

Профессор Бабетт Реннеберг из Свободного университета Берлина дал свои комментарии по поводу этой проблемы. Как он говорит, вся суть такого поведения спрятана в том, что человеку просто не хватает пространства.

 

При сравнении поведения человека при встрече и общении с людьми и поведением в кабине лифта можно провести некоторые параллели. Заметьте, стоит нам встретить знакомого на улице и заговорить с ним, как интуитивно мы поддерживаем дистанцию на расстоянии вытянутой руки. А вот в лифте обстановка немного меняется нам просто не хватает места и мы начинаем располагаться максимально удаленно от других пассажиров, как бы подсознательно сохраняя необходимое расстояние. Такое поведение человека является нормальным и природным.

Но многие могут заметить за собой, что поездка в лифтах вызывает так же и чувство тревоги. Офисный работник Ник Уайт, который просидел в лифте 41 час заметил, что во время движения в кабине лифта он чувствовал тревогу. Он говорил, что все мы  поскорее хотим выбраться из этой замкнутой клетки, из этого жуткого места.

 

Доктор Ли Грей заявляет, что такое поведение человека в кабине лифта вызвано потерей контроля во время движения. «Человек не может контролировать ситуацию, поэтому это является главной причиной тревоги. Заходя в лифт, мы заходим в машину, которой не можем управлять, мы не видим его механизмов и не знаем, как он работает»,- прокомментировал Ли Грей.

 

Это ощущение еще сильнее усиливается, когда мы садимся в «умные» лифты, которые придают нам еще большей пассивности и тревожности. Лифты без кнопок, считывают информацию с карточки, при посадке в такую кабину, она автоматически определяет необходимый этаж для доставки пассажиров. Такую систему предварительного считывания информации и программирования лифта на поездку без остановок на ненужных этажах сделали для экономии времени и удобства пассажиров.

 

Но давайте сравним этот вид транспорта с другими. Можно с уверенностью заявить, что лифты являются самым безопасным транспортом в мире. Ежеминутно ими пользуются миллионы людей, и во время их работы возникает лишь незначительное количество аварий.

 

«На подсознательном уровне все мы знаем, что поездка в лифте является для нас безопасной», - говорит Реннеберг. Так вот именно это и является рациональным ответом всем животным инстинктам тревоги и страха. Получайте удовольствие от поездки в лифте!

 

История и даты

1 в. до н.э. - первые лифты использовали римляне, управляли ими люди, животные и силы воды.

 

1800 г. – использование лифтов на английских фабриках для передвижения грузов. Управление производится с помощью веревки, которая проходит через кабину оператора. Лифт движется за счет энергии пара.

 

1853 г. -  изобретено средство предотвращающее падение лифта, Элиша Грейвс Отис открывает путь для постройки пассажирских лифтов.

 

Конец 1800-х – первые передвижные кабины появляются в гостиницах и отелях.

 

1950-е года – новая технология автоматического закрытия дверей, отказ от операторов.

 

Наше время – современные лифты могут быть оснащены новой технологией магнитной левитации, такие лифты могут двигаться как вертикально, так и горизонтально, прекрасно впишутся для работы в небоскребах.